Письмо ГФСУ от 20.08.2015 г. N 31041/7/99-99-17-03-03-17

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 20.08.2015 г. N 31041/7/99-99-17-03-03-17

О рассмотрении письма

Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), рассмотрела письмо Главного управления ГФС в Полтавской области от 23.07.2015 г. N 3 879/8/16-31-17-02-20 (вх. ГФС N 123145/7 от 23.07.2015 г.) относительно применения понижающего коэффициента (далее - коэффициент) к размеру единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) и в пределах компетенции сообщает.

Правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета единого взноса, условия и порядок начисления и уплаты и полномочия органа, осуществляющего сбор и ведение учета, определены Законом Украины от 08 июля 2010 года N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон N 2464) с учетом изменений, внесенных Законом от 02 марта 2015 года N 219-VIII "О внесении изменений в раздел VIII "Заключительные и переходные положения", которые вступили в силу с 13 марта 2015 года.

Согласно абзацу второму п. 1 и п. 3 части первой ст. 4 Закона N 2464 плательщиками единого взноса являются, в частности:

работодатели: предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом - предпринимателем, если выполняемые работы (оказываемые услуги) соответствуют видам деятельности, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющих отдельный баланс и самостоятельно ведущих расчеты с застрахованными лицами;

физические лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в абзаце втором п. 1 части первой ст. 4 Закона N 2464.

Пунктом 1 части первой ст. 7 Закона N 2464 предусмотрено, что базой начисления единого взноса для работодателей и наемных работников является сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины от 24 марта 1995 года N 108/95-ВР ]]>"Об оплате труда"]]> (далее - Закон N 108), и сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу (ст. 19 Закона N 108).

Размер единого взноса установлен ст. 8 Закона N 2464.

При этом п. 95 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона N 2464 определено, что по 31 декабря 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и помощи в связи с беременностью и родами размер единого взноса, установленный частью пятой и абзацем вторым части шестой ст. 8 Закона N 2464 для работодателей, применяется с коэффициентом, если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:

а) база начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце увеличилась на 20 и более процентов по сравнению со среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 год в расчете на одно застрахованное лицо;

б) после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце составит не менее среднемесячного платежа на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год;

в) количество застрахованных лиц в отчетном месяце, которым начислены выплаты, не превышает 200 проц. среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год. Это условие не применяется к плательщикам единого взноса, определенным в абзацах третьем и четвертом п. 1 части первой ст. 4 Закона N 2464.

Коэффициент применяется при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы.

Исчисление единого взноса осуществляется на основании бухгалтерских и других документов, согласно которым производится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые в соответствии с Законом N 2464 начисляется единый взнос (часть вторая ст. 9 Закона N 2464).

Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 3 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. N 449, если начисление заработной платы осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, начисленные суммы включаются в заработную плату того месяца, в котором были произведены начисления.

Следовательно, если работодателем выполняются одновременно все условия, предусмотренные п. 95 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона N 2464, в том числе при начислении заработной платы за предыдущие периоды, то такой работодатель может воспользоваться правом на применение коэффициента к размеру единого взноса.

Вместе с тем, в соответствии с частью пятой ст. 8 Закона N 2464 в случае, если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика.

При этом минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ) (ст. 3 Закона N 108).

Таким образом, если работодателем выполнены одновременно все условия п. 95 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона N 2464, но хотя бы по одному застрахованному лицу осуществляется доначисление сумм единого взноса до размера минимальной заработной платы (исключением являются больничные, отпускные и помощь по беременности и родам), коэффициент страхователем не применяется вообще.

Относительно проведения работодателем перерасчета сумм начисленного единого взноса за предыдущий отчетный месяц, если условия п. 95 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона N 2464 выполнены, но коэффициент не применен.

Поскольку исчисление единого взноса осуществляется ежемесячно на основании бухгалтерских и других документов, законодательством не предусмотрен перерасчет единого взноса за прошедший период в целях применения коэффициента.

Разъяснения по этому вопросу размещены на Общедоступном информационно-справочном ресурсе в категории 301.04.01, а именно: "Имеют ли право работодатели осуществить перерасчет единого взноса за предыдущий отчетный период с целью применения понижающего коэффициента?".

Председатель

Р. М. Насиров

Вторник, 15 сентября, 2015