Президентом подписан Закон "Про електронні довірчі послуги"

Президент Петр Порошенко 6 ноября 2017 года подписал  ]]>Закон України «Про електронні довірчі послуги»]]> (документ № 2155-VIII) , о чем ]]>сообщили]]> в пресс-службе. 

закон Про електронні довірчі послуги

Согласно новому Закону в Украине будут введены:

  • электронные доверительные услуги, куда будут входить:
    • ЭЦП
    • электронная печать
    • электронная отметка времени
    • регистрируемая электронная доставка
    • сертификат для интернет - сайтов
  • электронная индентификация

Основная цель документа - реформирование  национальной нормативной базы в сфере электронной цифровой подписи путем имплементации законодательства Европейского Союза, развитие единого пространства доверия на основе системы электронных доверительных услуг.

Принятый 5.10.2017 года Верхной Радой Украины, Закон вступит в силу через год через опубликования (а опубликован Закон 7 ноября 2017 года в "Голосі України"), кроме статьи 10, которая вступает в силу сразу после опубликования.

Стаття 10. Повноваження центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері інформатизації, електронного урядування, формування і використання національних електронних інформаційних ресурсів, розвитку інформаційного суспільства

1. До повноважень центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері інформатизації, електронного урядування, формування і використання національних електронних інформаційних ресурсів, розвитку інформаційного суспільства, належить:

участь у розробленні норм, стандартів у сфері електронної ідентифікації;

встановлення вимог до засобів електронної ідентифікації, рівнів довіри до засобів електронної ідентифікації для їх використання у сфері електронного урядування;

здійснення інших повноважень у сфері електронної ідентифікації, визначених законом.

Закон № 2155-VIII отменит следующий Закон Украины  «Об электронной цифровой подписи», который потеряет силу.

Рассмотрим подробнее, что будет входить в состав электронных доверительных услуг:

  • работа с усовершенствованной электронной цифровой подписью или печатью: создание, проверка, подтверждение
  • создание, подтверждение действвия и проверка сертификатов электронной цифровой подписи или печати
  • работа с сертификатами для аутентификации веб-сайтов: формирование, подтверждение срока действия, проверка;
  • электронная доставка (регистрируемая)
  • хранение усовершенствованных ЭЦП, электронных печатей, отметок времени и сертификатов, которые связаны с описанными выше услугами

Каждая описанная услуга, что входит в состав электронных доверительных услуг (ЭДУ), может быть получена как отдельно, так и вместе с другими услугами.

Стоит отметить, что новый закон в целом, интегрирует в себе все предыдущие достижения в сфере применения ЭЦП.

В частности, действующие сертификаты будут действовать еще два года с момента вступления в силу закона, которое, в свою очередь, состоится только через год с даты обнародования.

Так же легитимными останутся все АЦСК, которые теперь автоматически станут квалифицированными поставщиками электронных услуг.  Кроме того, этот год до вступления в силу Закона «Об электронных доверительных услугах» понадобится для принятия целого ряда ведомственных подзаконных актов. Практические аспекты реализации закона должны дополнительно проработать Кабмин, НБУ и другие государственные институции.

Закон должен облегчить трансграничное использование онлайн услуг, а также создать условия обеспечивающие безопасную электронную аутентификацию и идентификацию, а также обоюдное признание важных компонентов трансграничных цифровых услуг (например ЭЦП, электронные услуги и документы, электронную идентификацию), а также определить главные принципы регулирования государством сферы электронной идентификации и доверительных услуг.

Также в документе прописана административная услуга по включению физлиц-предпринимателей и юрлиц, которые хотят оказывать ЭДУ в специальный доверительный список и прописано как вести такой список. 

Также в Законе определена процедура описывающая независимую оценку соответствия лиц для ЭДУ; а также насколько возможно этим лицам использовать национальные и международные стандарты в совей деятельности.

К новациям закона относится, прежде всего, значительно упрощена процедура получения статуса «поставщика электронных доверительных услуг». Скажем, если действующая практика предусматривает, что с сертификатами ЭЦП оперируют только ЦСК и АЦСК, то в обновленной модели предоставителем услуг может стать практически любое юридическое лицо. Например, банковское учреждение (что важно для дальнейшего развития Bank ID), оператор сотовой связи (что будет способствовать полноценному внедрению технологии мобильной идентификации Mobile ID) и тому подобное.

 

Новый закон вводит понятие «средство электронной идентификации – носитель информации, который содержит идентификационные данные лица и используется для аутентификации лица предоставления и/или получения электронных услуг». При этом не предусмотрено ограничений относительно вида или типа такого носителя, а вмешательство государственных органов в процесс разработки программно-технических комплексов, средств электронной подписи и средства криптографической защиты информации будет ограниченным. Это должно способствовать развитию конкуренции на украинском рынке криптографии.

Другое ощутимое нововведение – впервые регламентирована законом услуга регистрируемой электронной доставки. Теперь документы в электронной форме могут передаваться между участниками гражданских правоотношений с полным сохранением юридической силы и доказательности в суде. Такая норма является серьезным шагом к полноценной электронного взаимодействия частных лиц и субъектов хозяйствования как между собой, так и с органами власти, а также позволит значительно уменьшить расходы (в том числе, бюджетные) на организацию документооборота и хранения документов.

Но одним из важнейших положений нового закона является взаимное признание украинских и иностранных сертификатов открытых ключей и электронных подписей. Это будет означать распространение ЭЦП в трансграничном взаимодействии, при этом национальные решения будут хотя и полностью совместимыми с европейскими стандартами, но технологически нейтральными. Таким образом реализуется принцип недискриминации украинских разработок как внутри Украины, так и на международном рынке.

Источники: news.dtkt.ua, idev-hub.com

Среда, 8 Ноябрь, 2017

Возможно вас заинтересует:

Материал подготовил Леонид Кузнецов