Отправка отчетности в ФСС (инструкция)

Рассмотрим как подавать отчеты Заява-розрахунок (C1100101) и Повідомлення про виплату коштів застрахованим особам (C1100201) в программе "]]>Соната]]>". Также в этой программе есть бланк "Примірний договір про подання електронних документів до ФССУ (C1200101)".

Прежде всего необходимо настроить профиль предприятия.

Перейдите к настройкам текущего профиля (кнопка “Текущий профиль” на главной странице) и выберите страницу “ФСС“. Здесь вам нужно установить галку “Отчитываюсь в ФСС” и выбрать из списка свое отделение Фонда, в котором зарегистрировано ваше предприятие. Также, обязательно надо указать код страхователя, который вам назначили в ФСС:

настройка возможности отправки отчетности в ФСС в Сонате

После этого сохраните изменения в профиле, нажав кнопку “ОК“.

Теперь в списке бланков вы можете выбрать и создать новые отчеты в ФСС:

выбор бланка для отправки отчетности в ФСС в Сонате

Для отчетности в ФСС в электронном виде сначала нужно заключить для этого Договор с ними. К сожалению, пока эта процедура в электронном виде не предусмотрена Фондом, поэтому Договор и сертификаты ЭЦП придется подать на бумаге собственноручно. Итак:

  • Откройте в Сонате бланк Договора (C1200101); некоторые поля уже будут заполнены данными вашего предприятия, другие надо заполнить самостоятельно (город, ФИО начальника и адрес отделения ФСС и др). Обратите внимание, что некоторые данные нужно внести в раздел реквизитов в самом конце Договора.

  • Проверьте Договор и сохраните его после исправления ошибок (если они будут найдены).

  • Распечатайте документ (или экспортируйте его в формате PDF с последующей печатью).

  • Подпишите бумажный Договор, поставьте печать при наличии.

  • Перейдите в Сонате к "Меню – Криптобібліотека – Переглянути сертифікати"; сверху в поле "Тип власників" выберите "Користувачі ЦСК".

  • Найдите среди сертификатов те, которые вы используете в Сонате (директор, бухгалтер, печать). Будьте внимательны! Если вы достаточно долго пользуетесь программой, в списке могут быть старые сертификаты – всегда проверяйте дату окончания действия сертификата. Также, может быть ситуация, когда в списке есть несколько действительных сертификатов от разных АЦСК для одного лица. Выбирайте сертификаты именно того АЦСК, которые установлены в профиле предприятия (которыми вы потом будете подписывать отчеты в ФСС).

  • Откройте нужный сертификат (двойным щелчком мыши или через контекстное меню списка – “Просмотр“). Проверьте срок действия сертификата и его АЦСК.

  • Распечатайте информацию сертификата с помощью кнопки печати:

поиск и распечатка сертификатов для ФСС

  • Действия, указанные в предыдущих пунктах (открыть и распечатать), надо повторить для каждого сертификата ЭЦП, которые будут использоваться для подписания отчетности: директора, бухгалтера (при наличии), печати (при наличии). Обратите внимание, что на каждую подпись обычно (хоть и не всегда) существуют два сертификата. ФСС не дает разъяснений по этому поводу, так что лучше распечатать оба (для каждой подписи). Например, для полного комплекта ЭЦП (директор, бухгалтер, печать) у вас должно быть шесть разных распечаток по сертификатам.

  • ФСС также не уточняет, надо ли как-то заверять распечатанные сертификаты (подписывать или ставить оттиск печати “для документов”), поэтому этот вопрос пока остается открытым.

  • Бумажный подписанный Договор и распечатанные сертификаты вам нужно подать в отделение ФССУ, в котором зарегистрировано ваше предприятие. Как уже отмечалось, к сожалению, это можно сделать только собственноручно в отделении.

  • Возможно, после того, как в отделении зарегистрируют ваш Договор и сертификаты, должно пройти некоторое время (это зависит от распорядка работы Фонда). Мы советуем вам подождать по крайней мере сутки.

После этого вы можете создать необходимый вам документ (Заявление-расчет или Сообщение), заполнить его, подписать и отправить обычным (электронным) способом из Сонаты в ФСС. Через некоторое время позаботьтесь о принятии квитанций, как всегда.

Материал подготовил Леонид Кузнецов